Уход за инструментами

Скрипка. Уход а инструментом, смычком, струнами.

Берегите свой инструмент, любите, жалейте его, щадите. Чем ценнее ваш инструмент, тем большую ответственность вы несете за его сохранность. Многие музыканты наивно полагают, что если он заплатил деньги и купил инструмент, то это теперь его полная собственность и он может поступать с ней как угодно.

            К сожалению, человеческая жизнь слишком коротка. А профес­сиональная еще короче. Инструмент редко находится больше 20-30 лет в одних и тех же руках. А теперь представьте, сколько владель­цев поменял инструмент, если ему, к примеру, 300 лет?

            Сколько музыкантов уже использовали счастливый шанс играть на вашем превосходном инструменте? И сколько еще будет играть после вас? Такова жизнь, нужно представить себе эту нескончаемую череду поколений и свое место в ней. Наверное, отношение к такой собственности, как раритетная скрипка, имеет смысл пересмотреть таким образом: Вы взяли этот инструмент в аренду у Истории, и обязательно его вернете. Будьте, пожалуйста, достойны своего инструмента, помня об ответственности перед будущими поколе­ниями. Но это лирическое отступление, а на самом деле уход очень прост.

            Содержите ваш инструмент в порядке. Это значит:

            Он чистый. Канифоль не въелась в лак, потому что Вы после каждой игры тщательно протираете инструмент. Нет захватанных, заляпанных, темных мест. Поверьте — это просто грязь. А ее не должно быть.

            На инструменте нет мест, где лак полностью стерся и обна­жилось открытое дерево. Открытое дерево впитывает пот и жир с ваших рук, дека перестает правильно резонировать и инст­румент гибнет. Если вы все-таки обнаружили такие места, не­медленно попросите мастера закрыть их лаком. Проверьте верх­ний правый овал боков и края дек, там, где рука движется в по­зиции. Обычно здесь стирается лак, а край верхней деки стано­вится похож на гребенку. Обязательно попросите почистить и подлакировать эти участки. Многие музыканты на Западе на­клеивают на бок в этом месте прозрачную ленту, защищая та­ким образом лак от вытирания.

            Следите за машинками, не закручивайте их глубоко. Рычаг ма­шинки с легкостью вдавливается в деку и безвозвратно портит ее.

            Следите за перепадами температуры и влажности. Влажность даже сильнее действует на инструмент. Идеальная для инструмента влажность составляет 40-60%. Сейчас продаются всевозможные осушители и увлажнители инструментов, которые помогают под­держивать нужную влажность. Не ленитесь проверять ваш увлаж­нитель. Если перепад температуры больше, чем двадцать градусов, не торопитесь сразу вытаскивать инструмент из футляра. Дайте инструменту 15-20 минут привыкнуть к комнатной температуре. Если, вытащив инструмент из футляра, вы увидите влагу на инст­рументе — немедленно протрите его. Но помните, что инструмент изнутри вам протереть не удастся. Будет хорошо, если вы сошьете шелковый мешочек для своего инструмента, или на худой конец просто будете убирать свой инструмент в пластиковый пакет, за­крывая наглухо. Это необходимо при морозах, при резких перепа­дах температуры.

            Следите за колками. Они должны легко и вязко крутиться в колковой коробке. Заклеивать трещины и ставить пробки в колковую коробку мы вынуждены только потому, что играющий, пытаясь удержать строй струны, с огромной силой пытался вдавить колок. И как следствие — трещина или же все увеличивающийся со вре­менем диаметр отверстия.

            За смычком также требуется уход. Помните, что смычок, проле­жавший сутки с натянутым волосом, начинает деформироваться. Поэтому главное — не забывать спускать волос, и протирать трость.

            Не старайтесь вставлять очень много волоса. Помните: чем боль­ше волоса, тем слабее трость. Чем длиннее волос, тем слабее трость. Волос в свободном состоянии не должен провисать. Если у вас действительно дорогой смычок, стоит подумать о замене ориги­нальной колодки на копию. Делают похожую колодку по форме и весу, и с ней работают. А оригинальную просто хранят. То же са­мое с концом смычка, там, где его мы держим. Клеймо, да и сам смычок, стираются под пальцами, поэтому поверх целесообразно наклеить на столярный клей тонкий кусок лайковой кожи.

            Рука привыкает очень быстро, а смычок практически не изна­шивается. Эта практика очень распространена на Западе, где стара­ются беречь свои материальные вложения.

            Не меняйте без надобности винт в бочонке. Целесообразно иметь несколько гаек, что закручиваются в колодку. Вы всегда мо­жете сами поменять гаечку, если она износился. И ни в коем случае не меняйте бочонок, оригинальность смычка сразу пропадает. Про­верьте, не изгибает ли футляр ваш смычок, когда он лежит за за­щелками. Это случается очень часто. Не играйте старым волосом все равно нормального звука не будет. А избыток канифоли и лиш­ний нажим только деформируют ваш смычок.

            Нет ничего хуже, чем играть старой канифолью. Она высыхает, начинает пылить, въедаться в лак и портить инструмент. Поэтому старайтесь по возможности играть свежей канифолью, не больше шести-восьми месяцев, а потом менять ее. Как только канифоль за­пылила, покупайте свежую.

            Струны. Самое главное, на что нужно обратить внимание — это прорези на подставке и верхнем порожке. В девяноста процентах случаев разрыва струн повреждается обмотка и струна рвется из-за прорези. На подставке и на порожке струна должна находиться в прорези только половиной диаметра. Сама канавка должна быть чуть шире толщины струны и обильно смазана графитом — мяг­ким простым карандашом («ЗМ»). Если представить нашу струну увеличенной в сто крат, то это будет канат, лежащий в смазке в полутрубе. Диаметр этой полутрубы чуть больше диаметра самого каната. И когда канат движется при игре или настройке, то он дви­жется целиком, а не цепляется верхним слоем (обмоткой) за неров­ности. Если на вашей скрипке это так, то струна прослужит вам долго.

            Вторая проблема — надо правильно наматывать струну на ко­лок. Струна накручивается от центра к краю, не надо прижимать ее к стенке колодца (часто струна перетирается о стенку и рвется).

            Третья — посмотрите угол перехода струны от верхнего порож­ка к колку. Струна не должна иметь излома, а плавно переходить на колок.

            И последнее — не забывайте, пожалуйста, протирать струны после каждой игры.

Вопрос: Уважаемый Михаил Давыдович, прошу рассказать, как лучше хранить скрипку в футлярев какой обмотке, материале. Какой срок использования канифоли разных марок? Как лучше канифолить смычок? Благодарю Вас.

Ответ: В идеале— при постоянно поддерживаемых одних и тех же влажности и температуре. Для скрипки это 40-60% и ком­натная температура. Поэтому пользуйтесь шелковым ме­шочком, который пропускает воздух, но не влагу, а еще купите измеритель влажности (часто они продаются с футлярами). И специальный увлажнитель воздуха, который помогает под­держивать одинаковую влажность.

Срока годности у канифолей нет, но на практике после трех лет многие из них начинают сохнуть и «пылить». Чем свежее волос на смычке, тем меньше требуется канифоли. Поэтому примерно после 300 часов игры (обыкновенно оркестровой, не сольной) волос стирается, делается гладким и требует для зацепа струны более частого применения канифоли. Это знак, что пора думать о замене волоса. А канифолить нужно равномерно по всей длине смычка, затем протереть трость. И после игрысразу же протереть инструмент.

Вопрос: Здравствуйте! Стоит ли делать политуру скрипки лаком, для сохранности и внешнего вида, так как инструмент очень старый, 18 века, на нем много трещин и может ли это ска­заться на звучании?

Ответ: Вы хотите сказать, стоит ли покрыть скрипку политурой? Да, конечно. Это предохранит трещины на инструменте от перепадов влажности, а значит, и от расклеивания. Толщи­на этого покрытия ничтожно мала, поэтому влияния на звук

оказать не сможет.

Вопрос: Дайте, пожалуйста, практические рекомендации по перевозке музыкального инструмента (скрипки) за границу. В ближай­шее время мы переезжаем в Испанию, сын скрипач, инст­румент мы везем с собой и не представляем, как его правильно довезти.

Ответ: Если Вы имеете в виду таможню, то нужно получить разре­шение на вывоз инструмента. А физически никаких особых мер предосторожности не нужно. Не сдавайте скрипку в багаж, возьмите ее с собой в салон. Оберните ее шелковой материей. Самое главное (я не знаю из какого города вы летите), обратите внимание на влажность. Не должно быть большого перепада. По приезду не доставайте скрипку из футляра какое-то время (6-12 часов). И, конечно, хорошо иметь увлажнитель, который как раз и сглаживает перепады. Удачи!

Вопрос: Михаил Давыдович, напишите, пожалуйста, как нужно обра­щаться с виолончелью в такие морозы. Есть ли какие-то пра­вила? Спасибо.

Ответ: Спасибо за своевременный вопрос. Огромные перепады темпе­ратур ужасно действуют на инструменты. Особенно на вио­лончели в чехлах. После 5-10 минут в минусовой среде, в поме­щении корпус начинает сразу аккумулировать влагу. И если

снаружи вы можете протереть инструмент, то изнутри точно нет. Избыток влажности действует на всю поверхность самой древесины, размягчает клей, что может привести к са­мым печальным последствиям. Что делать? Как можно мень­ше выносить из помещения, а в такие морозы лучше совсем не выносить. Но уж если пришлось, то заверните в простыню или другую материю, затем положите в полиэтиленовый па­кет, завязав за головкой, чтоб полностью изолировать доступ воздуха, а уж затем кладите в чехол. И самое главное, когда зай­дете в помещение, не доставайте инструмент минимум пол­часа. Дайте воздуху, находящемуся внутри пакета и виолонче­ли, нагреться до комнатной температуры. Все это, конечно, вынужденные меры и насилие над инструментом. Так что, пожалуйста, берегите его.

Вопрос: Здравствуйте, Михаил Давыдович, Скажите, пожалуйста, на какой период ориентировочно можно оставлять без игры профессиональную мастеровую обыгранную скрипку (ей 11 лет)? Каков максимально допустимый перерыв во времени в игре на такой скрипке? Она полностью сохранила конструк­тивные и игровые качества. Продолжительность игры неболь­шая, периодическая, но без длительных перерывов в игре. Для нее лучше подошли струны Obligatoпроверено подбором разных струн (Thomastik, Dominant, Pirastro, EvahPirazzi). Какие счи­таются оптимальными для игры условия окружающей среды (температура и влажность)? Вы делаете полезное, благородное дело! Спасибо.

Ответ: На самом деле большой разницы нет. Если речь идет о месяце, то просто оберните инструмент материей и положите в футляр. И уберите куда-нибудь в шкаф, подальше от отопи­тельных приборов и окон. Но если вы собираетесь оставить инструмент на большее время, я бы рекомендовал вам пони­зить на тон настройку струн и в таком виде убрать в фут­ляр. На игровых качествах это не отразится. Температура большой роли не играет, но влажность имеет огромное значе­ние. Наиболее вредны перепады влажности. Идеально — 40-60%. Но если вы будете держать скрипку в футляре, с ней все долж­но быть в порядке.

Вопрос: Чем можно протирать скрипку до блеска? Не вредно ли нати­рать грецким орехом (его маслом)?

Ответ: Не вредно, но только покрытую лаком поверхность. Если у вас стерся лак, то следите, чтобы масло не пропитало открытую поверхность. А вообще есть специальные составы, чистящие и полирующие лак. Лучше пользоваться ими.

Вопрос: Здравствуйте! Как-то довелось видеть инструмент, отрес­таврированный в Канаде, и на обечайке, где соприкасается ла­донь во время игры в позиции, была прозрачная пленка или цел­люлоза, так искусно вделанная, что даже и незаметно, если внимательно не приглядываться. Очень неплохо придумано, чтобы не портилось деревоа как это делается и делается ли вообще у вас?

Ответ: Мы тоже рекомендуем и практикуем такую защиту этого уязвимого места. Это защищает место склейки дек и само де­рево на боках.

Вопрос: Здравствуйте, Михаил Давыдович! Спасибо за такой хороший сайт и ценные советы. Скажите, пожалуйста, можно ли уб­рать на скрипке пятно от спирта? Очень некрасиво выгля­дит.

Ответ: Лучше самим ничего не трогать. Посоветуйтесь с мастером.

Здесь важно понять, насколько глубоко спирт изменил струк­туру лака.

Вопрос: Здравствуйте! Из какого материала лучше всего сшить мешо­чек-чехол для скрипки, чтобы инструмент был лучше защи­щен в футляре?

Ответ: Из натурального шелка.

Вопрос: Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как правильно уха­живать за футляром для виолончели, на какую поверхность и погоду рассчитаны колесики?

Ответ: Ограничений практически нет, но для колесиков нужна по воз­можности ровная и чистая поверхность. Не стоит катить футляр, если на улице грязно и сыро.

 

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Сведения об образовательной организации
Открыть раздел Сведения об образовательной организации
Сведения об образовательной организации
Открыть раздел Сведения об образовательной организации
Уход за инструментамиБерегите свой инструмент, любите, жалейте его, щадите. Чем ценнее ваш инструмент, тем большую ответственность вы несете за его сохранность....
Открыть раздел Уход за инструментами
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...
Открыть раздел Гостевая книга
Уважаемые посетители нашего сайта. В данном разделе Вы можете задать интересующие Вас вопросы администрации, завучам, преподавателям, вспомогательному персоналу нашей школы....
Открыть раздел Обратная связь