Информация для родителей детей с ментальными нарушениями

Карточки, которые разработали члены Ассоциации "Аутизм-Регионы" из Краснодара

Ссылка


Социальная реклама об аутизме

Видео


Опыт переживания кризисных событий: советы родителям детей с аутизмом

Рекомендации для родителей детей с ментальными нарушениями.

 Если в вашей жизни появился ребенок с интеллектуальной недостаточностью, вы должны понимать, что жизнь не остановилась, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития ребёнка важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Детско-родительские отношения в семьях, где есть дети с интеллектуальной недостаточностью, представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему.  Социальная  адаптация такого ребёнка напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего, материнского) поведения. Фаза адаптации во многом зависит от своевременной и конструктивной помощи специалистов.

Главный принцип в воспитании этих детей - формирование у них привычек. Родители должны заботиться о развитии у детей представлений об окружающем. Воспитание ребенка с проблемами развития требует от родителей много терпения, настойчивости, понимания и, несомненно, педагогической изобретательности.

Родителям, при соблюдении всех рекомендаций лечащего врача, занимаясь с детьми с ментальными нарушениями дома всегда нужно помнить о здоровьесбережении. Главное, на что необходимо обратить внимание – это режим дня ребенка.

Правильный режим дня играет огромную роль в жизни ребёнка. Уже в дошкольном возрасте нужно приучать ребёнка к распорядку дня, иначе взрослея, дети трудно воспринимают то, что от них требуют, а именно: правильную организацию времени бодрствования и сна, а это очень важно для детей с умственной отсталостью, у которых нарушена волевая регуляция, ее нужно формировать.

Дети любят стабильность, и малейшее изменение в режиме начинает их утомлять. Не только ребёнок должен жить по определённым правилам, но и люди, которые находятся рядом. Чтобы новый день ребёнок встретил с хорошим настроением, он должен хорошо выспаться, а это значит необходимо соблюдать продолжительность ночного сна. Тогда утреннее пробуждение будет не таким трудным. Небольшой комплекс упражнений поможет радостно встретить новый день.

Нельзя забывать и о правилах личной гигиены – утренние водные процедуры правило номер один. Для приёма сбалансированной пищи должно быть отведено определённое время, причём времени должно быть достаточно, чтобы не спешить, хорошо пережёвывать пищу.

Необходимо уделять особое внимание прогулкам на свежем воздухе – летние прогулки более продолжительны, чем зимние, но они должны обязательно присутствовать в режиме дня!

Не забывайте и о дневном сне. Необходимо  дома во время праздников, выходных устраивать тихий час. И родители должны показать пример своим детям – это очень важный момент. Ведь поведение родителей - это тот самый пример для подражания, который должен присутствовать в воспитании.

В каждой семье должен быть определённый отрезок времени для занятий с детьми – это так важно для развития познавательных процессов у ребёнка. Из всего сказанного следует вывод – что именно семья должна уделять огромное внимание для осуществления правильного режима дня у своих детей, способствовать формированию волевой регуляции.

Родителям следует помнить, что жизнь детей, а позднее и взрослых с ментальными нарушениями будет проходить в коллективе сверстников и в общении с чужими людьми. Поэтому необходимо формировать у детей чувство товарищества, доброжелательного отношения к людям. Одним из средств нравственного воспитания является собственный пример родителей, их отношение друг к другу, к родным, близким. На конкретных делах детям нужно показывать примеры взаимной выручки, дружбы, проявления заботы. Показательной и убедительной формой нравственного воспитания является также проведение семейных праздников, подготовка к ним, проявление заботы и внимания к близким. Посильное участие в этих мероприятиях должен принимать и ребенок.

По мере взросления ребенка большое место в воспитательной работе должно занимать формирование социального опыта. В зависимости от интеллектуальных возможностей детей он будет неодинаков. Прежде всего необходимо научить детей правилам поведения в общественных местах: в транспорте, в магазине, на улице и т.д. Дети должны знать правила уличного движения, правила проезда на городском транспорте, выполнять соответствующие требования. Иногда дети не используют эти знания в жизни, во всем полагаясь на родителей. Между тем, умение самостоятельно ездить на городском транспорте является одной из предпосылок более успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Детей следует знакомить с учреждениями социально-бытового назначения, прежде всего с различными магазинами - продовольственными и промтоварными, их отделами. Следует объяснить им назначение этих магазинов, учить совершать покупки. Многие из детей с интеллектуальной недостаточностью способны совершать покупки самостоятельно. Сначала ребенок совершает покупки вместе со взрослым. Приучать его к этому нужно постепенно, многократно повторяя одни и те же действия. Постепенно ребенок приучается осуществлять покупку вместе со взрослым, с помощью взрослого и, наконец, самостоятельно.

Таким образом, родители, обладая определенными знаниями, могут очень многое сделать для своего ребенка, помочь ему адаптироваться в жизни. Дети, которые проходят школу жизни вместе с родителями, имеют больше возможностей для своего развития. Поэтому, чем больше усилий приложено родителями к воспитанию и обучению ребенка с ментальными нарушениями, тем более благоприятной будет его судьба.


Основные правила воспитания детей с Расстройством аутического спектра.

Про гиперчувствительность или недостаточную чувствительность разных органов чувств (зрение и проприоцепция).

  1. Зрение.

О  повышенной зрительной чувствительности могут говорить следующие признаки:

  • Ребенок не выносит яркий солнечный свет, яркие лампы, мигающие объекты.
  • Ребенок быстро перевозбуждается, находясь в ярко окрашенном помещении или в помещении с пестрыми обоями.
  • Ребенок часто закрывает глаза или закрывает глаза рукой.
  • Ребенок обладает очень хорошей зрительной памятью, часто  владеет навыком скорочтения (быстро «сканирует» текст).
  • Ребенок любит рассматривать облака, летящие самолеты, высокие дома, разглядывать пылинки в солнечном свете, вытаскивать нитки из одежды.
  • Ребенок плохо фокусирует взгляд на действии, над которым работает.

 

О  пониженной зрительной чувствительности могут говорить следующие признаки:

  • Ребенок часто боится темноты, лестниц, спусков и подъемов.
  • Ребенку нравятся зеркала, различные тени и отблески.
  • Ребенку нравится мигающий свет, стиральная машина, вентилятор.
  • Ребенок любит пристально разглядывать лица и предметы, любит смотреть на движущиеся объекты.
  • Ребенок часто рассматривает собственные руки.
  • Ребенку нравятся контрастно окрашенные поверхности, узоры.
  • У ребенка плохая зрительная память и плохое зрительное восприятие.

 

  1. Проприоцепция.

Проприоцепция – это информация от наших суставов и мышц о положении тела, массе  тела, давлении, растяжениях и сжатиях тела, перемещении тела в пространстве. Проприоцепция тесно связана с вестибулярным аппаратом и тактильной чувствительностью, поэтому ее не всегда выделяют в отдельный орган чувств.

О  нарушениях проприоцепции  могут говорить следующие признаки:

  • Ребенок топает во время ходьбы, стучит ногами, когда сидит за столом.
  • Ребенок любит тянуть, толкать, таскать разные вещи.
  • Ребенок часто прыгает, сталкивается с чем-либо, разрушает что-то.
  • Ребенку нравится быть плотно укутанным в тяжелое одеяло.
  • Ребенок любит обниматься, любит контактные игры.
  • Ребенок очень любит прыгать на батуте.
  • Ребенок часто стучит игрушками и предметами.
  • Ребенок часто толкает других детей.
  • Ребенок плохо контролирует нажим карандаша при рисовании.
  • Ребенок с трудом может определить, где тяжелый, а где легкий предмет.
  • Ребенок часто ломает игрушки.
  • Ребенок неправильно оценивает массу предмета, например, поднимая стакан воды со слишком большим или слишком маленьким усилием.



Про гиперчувствительность или недостаточную чувствительность разных органов чувств (слух, вкус и обоняние).

Как  правильно распознать сенсорные проблемы  ребенка: гиперчувствительность или недостаточную чувствительность разных органов чувств.

Эти знания очень важны для комфортного ежедневного общения с ребенком.

Такие органы чувств как слух, вкус и обоняние

  1. Слух.

О  повышенной слуховой чувствительности (гиперчувствительность к звукам) могут говорить следующие признаки:

  • Ребенок боится звуков пылесоса, блендера, фена, сушилки для рук, смыва унитаза (особенно в общественных туалетах).
  • Закрывает уши руками, убегает, закрывает дверь, если услышит резкий или неожиданный звук.
  • Отказывается находиться в шумных местах (в цирке, на концерте, в кинотеатре).
  • Постоянно отвлекается на звуки, которые обычные люди, как правило, не замечают (гудение холодильника, вентилятора, шум дождя, тиканье часов и т.д.).
  • Не выносит, когда на него повышают голос, или когда кто-то кричит рядом.

 

О  пониженной слуховой чувствительности могут говорить следующие признаки:

  • Ребенок любит громко включать музыку и телевизор.
  • Часто не отзывается на имя, не выполняет инструкции.
  • Часто разговаривает сам с собой.
  • Часто не может определить источник звука.
  • Приходится часто повторять инструкции несколько раз.
  • В младенчестве отсутствовал лепет, повторял мало звуков.
  • Плохое понимание речи.

 

  1. Вкус.

О  повышенной вкусовой (оральной) чувствительности могут говорить следующие признаки:

  • Ребенок чрезмерно капризен и избирателен в еде, не хочет пробовать новую пищу, предпочитает пищу определенного цвета, определенной консистенции.
  • Ребенок предпочитает пюреобразную пищу.
  • Ребенку не нравится чистить зубы, он чрезмерно боится посещать стоматолога.
  • Ребенку не нравится пить из трубочки, у него могут наблюдаться проблемы с жеванием, глотанием, сосанием.
  • Ребенку не нравится пища кусочками.
  • Ребенку не нравится соленая, острая, сладкая пища; он предпочитает простые, однообразные пресные блюда.

О  пониженной  вкусовой (оральной) чувствительности могут говорить следующие признаки:

  • Ребенок любит грызть, сосать, лизать, жевать несъедобные предметы.
  • Ребенок постоянно берет в рот все подряд.
  • Ребенок любит пищу с сильным вкусом (очень соленую, кислую, острую).
  • Ребенок ведет себя так, как будто вся пища одинаковая на вкус.
  • Ребенок часто берет в рот пальцы или одежду.

 

  1. Обоняние.

О  повышенной  чувствительности к запахам могут говорить следующие признаки:

  • Ребенок испытывает беспокойство от запахов готовящейся еды, бытовой химии, духов и т.д.
  • Ребенку неприятно находиться в общественном туалете.
  • Ребенок отказывается кушать из-за запаха пищи.
  • Ребенок испытывает дискомфорт от запахов, которые другие люди, чаще всего, не замечают.
  • Ребенок говорит или дает понять другим людям, что от них неприятно или странно пахнет.

 

О  пониженной  чувствительности к запахам могут говорить следующие признаки:

  • Ребенок может съесть или выпить что-нибудь ядовитое, так как не замечает неприятного запаха.
  • Ребенок не замечает неприятных запахов вокруг и никак на них не реагирует.
  • Ребенок не может определить запах, если спросить его, чем пахнет.
  • Ребенок не замечает запахов, на которые реагируют другие люди.
  • Ребенок тщательно принюхивается в незнакомых местах, при виде новой пищи и т.д.

 


Про гиперчувствительность или недостаточную чувствительность разных органов чувств (вестибулярный аппарат и тактильная чувствительность)

Информация о том, как  правильно распознать сенсорные проблемы  ребенка: гиперчувствительность или недостаточную чувствительность разных органов чувств.

Это необходимо для того, чтобы грамотно составить программу занятий по сенсорной интеграции, а также это очень важно для комфортного ежедневного общения с ребенком.

Рассматриваются такие органы чувств как вестибулярный аппарат и тактильная чувствительность. 

  1. Вестибулярный аппарат.

О  повышенной чувствительности вестибулярного аппарата могут говорить следующие признаки:

  • Ребенок не любит лифты и эскалаторы, предпочитает садиться в таких местах.
  • Ребенку не нравится кататься на качелях, каруселях, горках и т.п.
  • Ребенок боится даже незначительной высоты, например, бордюра.
  • Ребенок выглядит неуклюжим и чрезмерно осторожным при ходьбе.
  • Ребенок в детстве не любил переворачиваться на живот.
  • Ребенок избегает разного типа вращений и быстрых движений.
  • Ребенок не любит кататься на велосипеде.

О  пониженной чувствительности вестибулярного аппарата могут говорить следующие признаки:

  • Ребенок чрезмерно любит качаться на качелях.
  • Ребенок очень любит быстрое движение, постоянно двигается.
  • Качает ногами, когда сидит, раскачивается из стороны в сторону.
  • Может подолгу кружиться на каруселях и не испытывать дискомфорта.
  • Любит, когда его подбрасывают вверх.
  • Любит качаться в гамаке, прыгать по мебели, залезает на подоконник.
  • Обычно прыгает, скачет или бежит вместо того, чтобы спокойно идти.

 

  1. Тактильная чувствительность.

О  повышенной тактильной чувствительности могут говорить следующие признаки:

  • Ребенку не нравится, когда к нему прикасаются.
  • Ребенку не нравится, когда его берут на руки, крепко обнимают.
  • Ребенку не нравится находиться близко к другим людям, например, в очереди.
  • Ребенок не любит расчесываться.
  • Ребенку не нравится купаться, находиться под дождем, он испытывает сильный дискомфорт от сильного ветра.
  • Ребенок чрезмерно реагирует на незначительные падения, порезы, ссадины, царапины.
  • Ребенок не любит новую одежду, одежду из грубых тканей.
  • Ребенок не любит песок, пальчиковые краски, глину и т.п. материалы.
  • Ребенок часто снимает с себя всю одежду.
  • Ребенок чрезмерно боится щекотки.
  • Ребенок не любит стричься.
  • Ребенок не любит стричь ногти.
  • Ребенок не любит ходить босиком по траве, песку и т.д.

О  пониженной тактильной чувствительности могут говорить следующие признаки:

  • Ребенок почти никогда не плачет при падениях, ушибах.
  • Ребенку нравятся сильные прикосновения, объятия.
  • Ребенок сам стремится дотрагиваться до всех и до разных предметов.
  • Ребенка не беспокоят грязные руки или лицо, мокрые штаны.
  • Ребенок часто берет в рот разные предметы.
  • Ребенок может не чувствовать насморк.
  • У ребенка может наблюдаться самоагрессия: щипание, кусание и др.
  • Ребенок любит тактильные сенсорные игры, сильную вибрацию.
  • У ребенка плохая мелкая моторика.
  • Ребенок не замечает, что неаккуратно одет (например, резинка от трусов загнулась, кофточка вылезла из штанов и т.д.).
  • Ребенок плохо узнает объекты на ощупь.
  • Ребенок плохо чувствует горячие/холодные поверхности. Например, он не одергивает руку от горячей сковородки.

Обратите внимание, что один и тот же ребенок может испытывать гиперчувствительность на одних участках тела и недостаточную чувствительность на других участках. Это надо учитывать в занятиях.

Надеемся, эта информация поможет Вам наладить регулярные и эффективные занятия с ребенком в домашних условиях. 


Методические рекомендации по особенностям общения с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями при праздновании Нового года (при поздравлении с Новым Годом)

Полезные ссылки

Видеоматериалы портала «Аутизм в квадрате»

Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» (официальный сайт)

Виды сенсорных игр для аутичных детей

Организация жизни аутичного ребенка

Игровая поддержка развития ребенка. Анастасия Боровая

 ДЕНЬ СУРКА – как провести время с пользой Практические советы

Список книг по аутизму

Вебинар “Эмоциональное состояние родителей, воспитывающих детей с нарушениями ментального развития

Вебинар “Эмоции для ребенка с РАС: распознавать, выражать, понимать, использовать

Опыт матери, воспитывающей дочь с ранним детским аутизмом  – Парк К. «Социальное развитие аутиста: глазами родителя»  //Московский психотерапевтический журнал. – 1994. – № 3. – С. 65-95

Грэндин Т, Скариано М.М. «Отворяя двери надежды: Мой опыт преодоления аутизма»


Рекомендации педагога-психолога родителям, имеющим ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Уважаемые родители!

- Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

- Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

- Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

- Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

- Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

- Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

- Не отказывайте от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

- Каждое определенное заболевание ребенка – инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

- Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.

- Не изводите себя упрёками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическим монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

- Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

- Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком – инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».

Рекомендации родителям

- Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.

- Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его учебные неудачи. Плохая оценка - это не конец света.

- Никогда не сравнивайте его с другими детьми: «Как тебе не стыдно, вот Маша прекрасно справляется, а ты вечно ничего не можешь!»

- Ведите отсчет от его собственных неудач до достижений.

- Корректируя деятельность ребенка, опирайтесь на позитивные моменты: «Ты молодец, ты хорошо постарался, сегодня у тебя получилось, но смотри, здесь можно было бы сделать лучше, правда?»

- Шаг за шагом поддерживайте маленькие успехи ребенка.

- Уважительно выслушивайте ребенка, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом.

- Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах. Чтобы ребенок понял: посоветоваться о трудностях - это нормально, родители не будут ругать, а помогут.

- Помогите ребёнку составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.

- Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание, поможет ему справиться с беспокойством, даже если получится оно или нет.


Соседние подразделы:
Информация для учащихся
Информация для родителей
Информация для преподавателей

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
О школе «Детская музыкальная школа» города Нефтеюганска - открыта в августе 1967 года. До 1979г. располагалась в деревянном бараке в 5 микрорайоне. С 1979г....
Открыть раздел О школе
628309, Российская Федерация, Ханты-Мансийский АО-Югра, г. Нефтеюганск, 2а мкр., здание 1....
Открыть раздел Контакты
О школе «Детская музыкальная школа» города Нефтеюганска - открыта в августе 1967 года. До 1979г. располагалась в деревянном бараке в 5 микрорайоне. С 1979г....
Открыть раздел О школе
Наши социальные партнеры-Договор сотрудничества с БПОУ ХМАО-Югры "Сургутский музыкальный колледж" -Договор сотрудничества с МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования "Поиск" -Договор сотрудничества с МБУК...
Открыть раздел Наши социальные партнеры
Платный услугиПерейти в Раздел "Платные образовательные услуги"...
Открыть раздел Платный услуги
СЕНТЯБРЬ 2021 ОКТЯБРЬ 2021 НОЯБРЬ 2021 ЯНВАРЬ 2022 ФЕВРАЛЬ 2022 МАРТ 2022 АПРЕЛЬ 2022 МАЙ 2022 ...
Открыть раздел Библиотека
Предлагаем Вам просмотреть видеозаписи концертов: - Выпускной экзамен 2002 г. Отделение духовых инструментов. - Выпускной экзамен 2022 г. Отделение народных инструментов....
Открыть раздел Видео архив
- Концерт класса Тимофеевой Елены Викторовны "Весеннее настроение" 24 мая 2022 г. - Отчетный концерт "Виртуозы" 19 мая 2022 г....
Открыть раздел Фото архив