Информация для родителей

О формировании интереса к чтению

Вячеслав БУКАТОВ доктор педагогических наук, Москва

Журнал "Школьный психолог" 05.2015 

Мы предлагаем вам вариативные ответы на весьма распространенный родительский вопрос, с которым сталкиваются психологи образования. Сначала свои ответы дают «неравнодушные» — студенты и педагоги, а затем последуют советы специалиста. И теми и другими можно воспользоваться.

Вопрос родителя: ребенок не хочет читать книги, уговоры и угрозы не помогают, как быть?

О запретном плоде и интерактивных книжках Приведу пример, как со мной поступали в детстве. У нас было огромное количество книг. Они лежали в свободном доступе. Мне, разумеется, давали что- то читать, но основную массу читать запретили. И я из любопытства их все прочитал. И в итоге я очень люблю читать. Если же ребенок уже доведен до состояния противоречия и не хочет читать, то надо действовать по-другому. Можно попробовать начать с «игровых» книг, которые содержат в себе не только текстовые составляющие. К примеру, у меня в детстве были книжки, в которых были интерактивные объекты. Например, светофоры, колеса, машинки. Или раскрывающиеся картинки, которые поднимались над книгой. Когда ребенок будет видеть комбинацию текста и всех этих объектов, он, скорее всего, начнет читать, и ему это понравится, в дальнейшем уже не понадобятся мотивирующие книги.

И на самом интересном месте остановиться… Надо начинать с интересных книг. Если ребенок только учится читать, использовать всем известный способ: начало читает родитель, а в самом интерес- ном месте говорит, что «сеанс» чтения закончен, но если ребенок хочет, он вполне может осилить эту книгу сам. Привыкнув к интересной литературе, ребенок и дальше будет читать книги.

Буквы должны быть крупными, а текст небольшим Чтобы заинтересовать ребенка чтением, можно использовать некоторые хитрости. Например, если ваш ребенок интересуется исключительно мультфильмами и книги мало привлекают его, можно попробовать начать чтение с книг о любимых мультипликационных героях — Винни Пухе, Карлсоне или персонажах «Ледникового периода». Можно даже с тех, которые написаны по следам мультфильмов, поэтому полноценной книгой не являются. Тексты в них довольно примитивны. Но все же это тексты и какая-никакая, но книга. Картинки и буквы должны быть крупными, а текст небольшим — по 2–3 строчки на каждой странице. Нужно подбирать такие книжки, которые ребенок сможет прочитать сам от начала и до конца за один присест. Помимо этого, можно попробовать посте- пенно заинтересовывать и другими историями, которые уже больше похожи на книги в привычном смысле слова.

Об инструкциях, которые читать будет необходимо На мой взгляд, заставлять ребенка читать — бесполезное дело. Взрослый опустошится, вымотается, а ребенок так и не станет читать. Важно не заставлять ребенка это делать, а заинтересовать, например организовав с несколькими детьми игру-бродилку, где инструкции будет необходимо читать, чтобы, допустим, добраться до клада. Это маленьких детей увлекает. Мой младший брат никак не хотел читать до тех пор, пока не попал в компанию двух родственников, которые были чуть младше его. В тот момент он, видимо, осознал всю важность того, что он уже умеет читать, а они еще плохо. И начал демонстрировать свои умения. Сам пришел к этому поведению, взрослые его не заставляли. С тех пор он сам стал активно читать. Если подросший ребенок не хочет читать, возможно, литература, которую ему предлагают, пока не интересна. В этом случае начать читать необходимо с интересных для ребенка рассказов. Среди способов разнообразить процесс чтения добавлением более активных занятий стоит назвать рисование героев истории. Кроме этого, можно лепить их из пластилина, делать аппликацию, вырезать из бумаги. Можно даже сшить понравившегося героя. Или вышить его (выбирайте, что вашему ребенку больше по душе). Постарайтесь сделать чтение полезной привычкой. Читать немного, но регулярно. Сделайте из этого традицию, своеобразный ритуал. Это могут быть ежевечерние чтения в кругу семьи или «выразительное чтение» родителей своим детям перед их сном. В завершение хочу рассказать о таком факте. Маленькой Агате Кристи вообще было запрещено учиться читать, о чем были предупреждены все гувернантки. Это было решение ее матери, пытавшейся таким образом оградить ребенка от негатива мира. Но однажды мать узнала, что Агата читает! Хотя ее никто не учил…

Техника чтения как камень преткновения Представленные ответы интересны, разнообразны и содержательны. И в них многие родители смогут найти ожидаемую подсказку для удачного решения существующей проблемы. Мне же остается только особо подчеркнуть, что нежелание школьника читать очень часто связано с тем, что у него отсутствует опыт необходимой тренировки-шлифовки ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ. Вспоминается, что, когда моя дочка училась в 1-м классе, в конце третьей четверти позвали нас на очередное родительское собрание. И вот учительница зачитывает отметки по чтению. Я слушаю и удивляюсь такой закономерности. Если у кого были пятерки, то, как правило, штук по пять. Четверок — по 4, троек — по 3. Ну я и спросил учительницу, в чем причина. Она отвечает, что к доске часто вызывают тех учеников, кто хорошо читает. Троечников же — гораздо реже. — А кто на двойку читает, так я тех стараюсь вообще не вызывать. Его же никто в классе слушать не сможет. Когда научатся — тогда и до них очередь дойдет. С одной стороны, заботясь о классе, учительница, казалось бы, поступает правильно. Но, с другой стороны, если слабого ученика не вызывать для чтения вслух перед классом, то где же он и когда отрабатывать свою технику чтения будет?.. Из учителей «мастером своего дела» называют того, кто с подобным парадоксом справляется так, что «и волки сыты и овцы целы». То есть и классу на уроке не скучно, и у слабых, неуверенных учеников оказывалось бы достаточно возможности потренировать на уро- ке технику своего чтения. Тут у каждого учителя- профессионала обычно свои ноу-хау…

Чудесные инновации в финских библиотеках Несколько лет назад в общедоступных библиотеках Финляндии вполне официально возникло вот какое модное течение. Дети, которые плохо, неуверенно читают, записываются на 15-минутные сеансы «особого чтения». Каждый сеанс выглядит так. В углу библиотеки на ковре лежит большой лохматый и добродушный пес. Ребенок подсаживается к нему на пол, достает книжку и начинает читать вслух. Читает, как может: тыр-пыр... Собака не перебивает. Но все время внимательно слушает, преданно глядя в глаза. Это вселяет в ребенка надежду, что у него, кажется, уже неплохо получается. А с появлением этой уверенности чтение и действительно становится все более и более гладким и все более и более осмысленным. Молодцы финны, что такую моду у себя в библиотеках завели. И нашим родителям их находку вполне можно взять на вооружение. И даже если у вас в доме нет большой добродушной собаки, по крайней мере вы сами можете, равняясь на мудрость ее поведения как на замечательный образец, терпеливо выслушивать неумелое чтение своего ребенка, не перебивая его и все время удерживаясь от высказываний своих взрослых поправок. То есть начните стойко удерживать себя от дидактического зуда поправлять ребенка. Ваши поправки так мешают ему самому отрабатывать — шлифовать и отполировывать — технику своего чтения. Ребенку на самом деле очень важно тратить время на то, чтобы под молчаливым, но заинтересованно- доброжелательным взглядом слушателя, вдоволь наошибавшись, научиться-таки автоматическому умению читать печатные тексты. А то ведь нетерпеливая мамаша как начнет его чтение поправлять, так ребенку и свет не мил, и чтение вслух становится настоящей каторгой.

Перевертыши ударений А еще следует подчеркнуть, что втягиваться в чтение ученикам очень часто мешает отсутствие ловкости в расстановке ударений. Недавно был такой случай. В 1-м классе проходила работа по учебнику «Окружающий мир» Плешакова, на страницах которого шла речь о зоопарке и планетарии. И учительница, разумеется, проверила, понимают ли ученики значение этих слов. А когда прозвенел звонок и началась перемена, к ней подошла ученица и сказала: — Про планетарий я и сама все знаю, а вот что такое сходи? Дело в том, что в учебнике была напечатана фраза: «Сходи в планетарий». И вот первоклассница, всезная про планетарий, но неправильно поставив ударение, не могла взять в толк, что бы могло значить это странное слово «сходи». И такое часто встречается не только у первоклассников, но и у подростков — как младших, так и старших. Поэтому школьникам очень полезно в виде шуточной игры коверкать различные слова, переставляя в них туда-сюда ударения. Знакомые слова оказываются неузнаваемыми: зна-А-комые, знако-О-мые, знакомы-Ы-е, знакомые-Е. Именно такие перевертыши помогают детям разобраться в собственных «настройках» своего сознания, без которых не запускаются неосознаваемые элементы механизма чтения.

Реанимация диафильмов Тренировке механизма чтения очень хорошо помогает просмотр диафильмов. Раньше их было пруд пруди — и для любого возраста, и любого объема, и по любой тематике. Но, оказывается, и сейчас в Интернете можно найти несколько довольно больших библиотек, в списках которых значатся электронные копии диафильмов, выпущенных и в 1950-х годах, и в 1980-х. Тексты их могут быть и стихотворными, и прозаическими, а жанры — от народных сказок до современнойфантастики. Если на сайтеОТКРЫТЫЙ УРОК: www/openlesson.ru представлено три диафильма, то в отделе диафильмов сайта Сказочной библиотеки Хобобо: www.hobobo.ru их более 400, и коллекция продолжает пополняться. Диафильмы хороши тем, что в них, как правило, сами тексты на экране занимают мало места, буквы крупные. (Правда, в некоторых диафильмах встречается досадный брак — размытость резкости, что особо заметно в начертании букв.) Если раньше диафильмы проецировали на стену и нужна была темнота, то диафильмы, скачанные из Интернета, можно легко просматривать и на планшетниках, и на айпедах. Отметим, что на сенсорных экранах кадры диафильмов удобно перелистываются движением указательного пальца по экрану, что обычно доставляет детям особый восторг. Помнится, моя внучка-первоклассница любила читать диафильмы своему младшему братику, который не хуже преданной собаки в финской библиотеке беспрекословно внимал ее чтению. И очень любил собственноручно «переворачивать страничку», открывая на экране кадр со следующим рисунком.

Поучительность «заплечного чтения» Есть еще и вот какой прием тренировки механизма чтения. Известно, что многие родители на ночь читают детям книжки. В период, когда дети изучают грамоту и отрабатывают свою технику чтения, очень полезно им не просто слушать текст сказки, а, параллельно следя глазами по тексту, примечать, как рассказчик развивает историю. Такое чтение называется «заплечным». Правда, родители не очень-то любят такое чтение. Обычно их раздражает, когда ребенок, заметив какие-то погрешности, тут же начинает поправлять их. Но, с другой стороны, именно в такой ситуации родители «на собственной шкуре» (!) могут понять, что чувствуют бедные детишки, когда их то и дело поправляют.

Всему свое время И еще вот что следует добавить. Моя дочь, когда ее старшая пошла учиться, очень переживала: у кого из подруг ни спросит, у всех дети уже давно читают какие-то объемные книжки. Кто «Робинзона Крузо», кто — «Хоббитов». А вот ее первоклассница — только «книжки-малышки». Тогда я ей все твердил: «Подожди, всему свое время». И действительно, в начале 3-го класса случился «прорыв». Была самостоятельно осилена книжка в твердой обложке, большого формата, пухлая. То была повесть Э. Успенского про красную руку — из разряда «детских страшилок». Следом мощным потоком пошло чтение волшебных сказок. Незаметно этот период стал сменяться читательской всеядностью. Проглатывалось все подряд, что попадается на глаза. От энциклопедий до авантюрных романов (иногда с фонариком под одеялом). А вот матери тех самых детишек, у которых наблюдались чудеса «раннего чтения», как в рот воды набрали, потому что период чтения «взрослых книг» почему-то у их детей вдруг закончился. Вероятнее всего, сказалось то, что чтение было не совсем добровольным, а скорее показным, специально организованным или даже насильственным. Поэтому со временем оно и сошло на нет, оказавшись пусто- цветом... Всему свое время, и в вопросе чтения родителям лучше не опережать естественный ход событий и, уж конечно, не убыстрять индивидуальный темпо- ритм развития своего ребенка.

 

 

 


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Информация для родителей
Соседние подразделы:
Информация для учащихся
Информация для преподавателей
О школе «Детская музыкальная школа» города Нефтеюганска - открыта в августе 1967 года. До 1979г. располагалась в деревянном бараке в 5 микрорайоне. С 1979г....
Открыть раздел О школе
О школе «Детская музыкальная школа» города Нефтеюганска - открыта в августе 1967 года. До 1979г. располагалась в деревянном бараке в 5 микрорайоне. С 1979г....
Открыть раздел О школе