Информация для учащихся

 "Моя самооценка"

     Роль самооценки в жизни человека очень важна. Завышенная или заниженная самооценка затрудняет жизнь человека. Нелегко быть робким, неуверенным в себе, ранимым и замкнутым. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой маленькие цели и не достигают ничего в жизни, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют себя как личность. Когда человек высокомерен, бестактен, самонадеян, не оценивает реально свои возможности и способности, ставит завышенные, глобальные цели и не может их реализовать. Следствием неадекватной самооценки является чувство неудовлетворенности собой, приводящее к срывам, депрессии.
         Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

         Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

      Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

         Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей деятельности избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

         Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.

         При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.

         Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

         По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.


Проверь свою самооценку

Отвечать на вопросы необходимо с учетом того, что ответы имеют градацию:

Очень часто - 4 балла
Часто - 3 балла
Иногда - 2 балла
Редко - 1 балл
Никогда - 0 баллов
Текст опросника:

  • Я часто волнуюсь понапрасну.
  • Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  • Я боюсь выглядеть глупым.
  • Я беспокоюсь за свое будущее.
  • Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  • Как жаль, что многие не понимают меня.
  • Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  • Люди ждут от меня очень многого.
  • Чувствую себя скованным.
  • Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь            неприятность.
  • Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
  • Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  • Я не чувствую себя в безопасности.
  • Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  • Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Интерпретация результатов. Подсчитывается  сумма баллов.
30 баллов - ты недооцениваешь себя.
10-30 баллов - правильная (адекватная) самооценка
10 и ниже - завышенная самооценка.

 

Рекомендации и упражнения по коррекции заниженной самооценки.

Рекомендации:

1.   Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.
2.   Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог их добиться.
3.   Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.
4.   Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.
5.   Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.
6.   Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.
7.   Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.
8.   Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.
9.   Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.
10.      Не сравнивай себя с "идеалом". Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.
11.      Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности;
12.      Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.

Упражнения:

1.    Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.
2.    Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.
3.    Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.
4.    Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.

Рекомендации и упражнения по коррекции завышенной самооценки.

Рекомендации:

1.    Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?
2.    Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.
3.    Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».
4.    Получив отказ в просьбе о чем - либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.
5.    Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.
6.    При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.
7.    Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.
8.    Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?
9.    Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

10.Не разрешай себе "почивать на лаврах". Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.

11.Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

12.Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

 Упражнения:

1.    Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по пяти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.
2.    Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
3.    Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
4.    Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

 


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Информация для учащихся
Соседние подразделы:
Информация для родителей
Информация для преподавателей
О школе «Детская музыкальная школа» города Нефтеюганска - открыта в августе 1967 года. До 1979г. располагалась в деревянном бараке в 5 микрорайоне. С 1979г....
Открыть раздел О школе
О школе «Детская музыкальная школа» города Нефтеюганска - открыта в августе 1967 года. До 1979г. располагалась в деревянном бараке в 5 микрорайоне. С 1979г....
Открыть раздел О школе
Противодействие коррупции «Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения....

Открыть раздел Противодействие коррупции