Методическая копилка

                                           СОДЕРЖАНИЕ

Введение     
Музыкальная память. Её виды.
Ритм
Заключение
Список литературы

Введение

          Говоря о музыкальных способностях учащегося, мы в первую очередь подразумеваем наличие у него  главных трех составляющих –  музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.
         Знаменитый отечественный психолог Б. М. Теплов утверждал, что каждый музыкант обладает определенными специфическими способностями – это способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения, т.е.   способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
         В педагогической практике нередко возникают вопросы, связанные с заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Одни ученики обладают цепкой, прочной памятью, другие же схватывают «на лету», но запоминают произведение неточно, поверхностно, третьи продвигаются по этому пути с трудом. В процессе работы с некоторыми учениками порой с большим трудом удается исправить неверно заученную ими фразу, аппликатуру или игровой прием. И вот, казалось бы, цель достигнута, но в момент выступления на сцене ученик вдруг неожиданно «вспоминает» первый, неправильно заученный вариант. Как же сделать так, чтобы этого можно было избежать?
           Для того чтобы управлять процессом запоминания, максимально его активизировать, разумно обращаться с музыкальной памятью ученика, необходимо знать  ее виды и способы их развития.
        Музыкальный ритм   представляет собой   один  из  центральных,   основополагающих   элементов   музыки, обуславливающий ту или иную  закономерность  в  распределении  (организации) звуков во времени.
        Формирование чувства ритма у  учащегося – одна из наиболее  важных  задач музыкальной педагогике, и  в  то  же  время  одна  из наиболее сложных. Именно в начальный период обучения определяются  дальнейшие  перспективы  музыкального развития учащегося,  оказывающие подчас решающее влияние на всю  его ритмическую будущность.
         Далее рассмотрим музыкальную память и ритм, как одни из составляющих музыкальных способностей учащегося.                                                                                                                                                                                 

Музыкальная память

       Вопрос  музыкальной  памяти  –  это  важный  вопрос   в музыкальном воспитании и в музыкальной педагогике, так как музыкальная  память  это явление комплексное, которое включает в себя синтез различных видов  памяти,  таких  как  зрительная,  логическая, тактильная, моторная (или мышечная), эмоциональная, слуховая.  
         Согласно психологическому словарю, память - это психический процесс, позволяющий воспринимать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию.
        Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Игра на память расширяет исполнительские возможности музыканта.  Р. Шуман считал: «Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и на половину не звучит так свободно, как сыгранный на память».
Ярче всего феномен музыкальной одаренности проявляется именно в музыкальной памяти. Гигантской музыкальной памятью обладали такие музыканты, как:  Рахманинов, Антон Рубинштейн, знаменитый итальянский дирижер Артуро Тосканини, который почти весь свой репертуар дирижировал наизусть, при этом он помнил произведения, выученные им несколько десятков лет назад;  Ференц Лист мог выучить сложное произведение по пути на концерт, внимательно изучая это произведение глазами; Моцарт, который еще буду юным, прослушав в Ватикане всего два раза сложное хоровое сочинение («Мизерере» итальянского композитора Грегорио Аллегри) и уже через два дня вручил написанную по памяти рукопись этого произведения Римскому папе.
         Музыкальная память базируется на образно-эмоциональном восприятии, поэтому от того насколько ярко будет восприятие, настолько долговременным будет её сохранение.                                                                                                                         

                                      Виды музыкальной памяти
1.Зрительная память
          Значение  зрительной памяти для музыкантов достаточно велико. Известный  скрипач  Ш.  Брио  рекомендовал   своим   ученикам   переписывать исполняемые музыкальные сочинения до тех пор, когда они твердо  запоминались зрительно.
         Зрительная память также необходима в  беглом  чтении  с листа.  Охватывая  взглядом  отрезок текста, учащийся, как бы, «фотографирует»  его  зрительно и  исполняя  смотрит уже дальше.     
         Зрительную  память  следует  особенно применять  на  начальном этапе работы с произведением, когда в ходе его предварительного анализа, происходит активное запоминание материала.  Так же  важную  роль  зрительная  память  играет  в   выучивании   произведения наизусть.      
        Что касается  значения зрительной памяти на  сцене, то здесь мнения разделились. Одни считают, что   значение ее во время  выступления  велико, т.к. находясь  на сцене исполнитель может как бы играть  по  нотам,  не  боясь  забыть  текст. Другие же, считают, что игра на сцене по  нотам (реальным или воображаемым) снижает качество исполнения. Ф. Бузони  говорил:  «Игра  на  память  обеспечивает  несравненно  большую   свободу выражения. Ноты реальные или воображаемые, от которых  зависит  исполнитель,  не  только  ограничивают его, но и мешают, отвлекая исполнителя от слышания звучания художественных ассоциаций».                                                                                                                                                                                  
2. Логическая память
      Большое значение для развития музыкальной памяти придается предварительному анализу произведения, при помощи которого происходит активное запоминание материала. Любой  вид  изучения  текста  закладывает  основы  логического  мышления и развивает логическую память. По мнению англ. исследовательницы Л. Маккиннон «Способ анализа и установления сознательных ассоциаций является единственно надежным для запоминания музыки…Только то, что отмечено сознательно, можно припомнить впоследствии по собственной воле». Поэтому очень важно приучать учащегося  к осмыслению нотного текста и его анализу.                                                                                                                                                  
3. Тактильная (сенсорная) память
      Следующий вид памяти, входящий  в  музыкальную  память называется тактильная или сенсорная память.  Слово  «тактильный»  переводится  с латин. как     осязательный,  ощущаемый,  прикасаемый.   Это   техническое чувство, возникающее как память ощущений. Аккордеонисты и баянисты,  играя  скачки  в  левой  руке  на основе именно тактильных ощущений
4. Двигательная  (моторная)  память
        Двигательно-моторная память - это  запоминание  движений  рук  и  пальцев. Выработку  моторности  следует   начинать   с   самого начала обучения. Чтобы выработать  моторную  память учащемуся  необходимо  много  тренироваться,  поддерживая активность движений и постоянную аппликатуру. Важно помнить, что улучшению моторной  памяти  всегда  способствуют  только крепкие,  а  не  вялые, ничего не запоминающие пальцы.                                                                                                                         

5. Эмоциональная память                                                                                                                                

       Эмоциональная  память -  это самый прочный  и надежный вид памяти во  время  сценического  выступления,  так  как  эмоциям удается соединять в  себе  все  виды  навыков,  необходимых  для  исполнения произведения.
          Для формирования эмоциональной  памяти  необходимо  постоянно  проверять, анализировать точность, искренность,  правильную меру чувств и их логику в исполняемом произведении. Музыка  расшифровывается  с  помощью жизненных ассоциаций, поэтому музыкально-ассоциативные основы, следует закладывать  с раннего периода обучения. Ассоциативный  фонд учащегося  усложняется  и  обогащается  вместе с   расширением  репертуара. Любое изменение эмоционального состояния должно  иметь  свое выражение  в  туше (прикосновении), в   характере движения,  прикосновении и  способе  интонирования.                                                                                                                       
6. Слуховая память
        Слуховая память развивается вместе с общим музыкальным развитием учащегося. Слуховая память -  универсальна, т.к. её проявление   мы можем видеть в  запоминании  ритма,  мелодии,  гармонии.                                                                                                                             
         Однако при игре на инструменте развитие слуховой памяти осложняется тем, что в процессе запоминания включаются другие виды памяти, и прежде всего моторная и зрительная. Запомнить произведение наизусть при помощи этих видов памяти нередко оказывается более легким делом, чем запомнить произведение на слух.  
          Надо отметить, что некоторую  сложность  в  обучении  представляют  учащиеся  –  «гудошники»,  у которых иногда по несколько лет отсутствует контакт слуха с  голосом.  Часто правильно запомнив песню, они, верно проговаривая ритм, не  слышат  внешнего звучания мелодии – она у них звучит внутри.  В этом случае, проверить,  помнит  ли  учащийся  мелодию, можно с помощью ритма и гармонии.                  
         Музыкальная память поддается значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий.  Развивая музыкальную память учащегося, мы развиваем его музыкально-слуховые представления и звуковысотный слух.
        По качеству сохранения информации память бывает: долговременная и оперативная (или кратковременная).            

Два вида запоминания музыкального произведения                                   
          В педагогической деятельности  часто возникает такой вопрос  «Как лучше работать над произведением?» -  «доводить» его, заучив сразу на память, или работать над ним по нотам до тех пор, пока оно само не «выиграется» в пальцы, в движения рук. В методике выучивания музыкального произведения на память существуют два пути, каждый из которых не исключает другого.
         Один из этих путей – это произвольное запоминание, когда ставится цель запомнить и для этого прилагаются определенные волевые усилия, при  этом произведение тщательно анализируется с точки зрения его формы, фактуры, гармонического плана и нахождения опорных пунктов.
         В другом случае, работает непроизвольное запоминание, когда запоминание происходит независимо от воли и усилий музыканта, в процессе решения конкретных задач поиска воплощения художественного образа. Непроизвольное запоминание происходит под воздействием ярких впечатлений, интереса и сильных эмоций.                                                                                                              
          Какой же вид запоминания – произвольный или непроизвольный является более предпочтительным в выучивании произведения наизусть? На этот вопрос нет однозначных ответов. По мнению одних музыкантов, таких как: А. Б. Гольденвейзер, Л. Маккиннон, С. И. Савшинский, в заучивании должно преобладать произвольное запоминание. Согласно другой точке зрения, принадлежащей крупным музыкантам-исполнителям Г.Г. Нейгауза, К. Н. Игумнова, С.Т. Рихтера, Д.Ф. Ойстраха, запоминание не является специальной задачей исполнителя. В процессе самой работы над художественным содержанием произведения оно запоминается без насилия над памятью.
Если для первой группы музыкантов характерен принцип, выраженный в высказывании профессора С. И. Савшинского: «Для того, чтобы память работала плодотворно, важнейшим условием является осознанная установка на запоминание», - то для второй группы музыкантов характерна позиция, выраженная в словах Г.Г. Нейгауза: «Я… просто играю произведение, пока не выучу его. Если нужно играть наизусть, - пока не запомню, а если играть наизусть не нужно, - тогда не запоминаю».
         Учитывая одинаково высокие результаты при противоположном подходе к этому вопросу, они оба имеют право на существование. В конечном итоге, все зависит от личностного склада того или иного музыканта и индивидуального стиля его деятельности.                                                             
         Важно отметить, что одна из ловушек, в которую попадаются многие, разучивая новое произведение наизусть,  – это его запоминание  в результате многократных повторений. Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится на двигательную память. Но такой способ,  безусловно, не является продуктивным. Проблемы запоминания произведения без его осмысления не должно существовать.
        Также следует добавить, что многие движения при медленном темпе имеют несколько отличительную форму, чем при быстром темпе. Меняется и характер динамики, и звукоизвлечения и т. д. Следовательно, изучение наизусть неготового сочинения может стать помехой и двигательной стороне.                                                                                                                     
                                                                                                                                                                                                                                                                  
Ритм
         Другим важнейшим профессиональным навыком музыканта является  умение играть метрически точно и ритмически ровно. Музыкально-ритмическая способность, то есть  музыкальный  ритм - это также одна из основ  музыкальности учащегося. Могущество музыкального ритма столь велико, что Николай Римский-Корсаков говорил: «И все-таки, главное в музыке – ритм и только он один!».
          Ввиду своей универсальности, чувство ритма  необходимо учащемуся в большей степени, чем например, абсолютный слух.     
         Согласно музыкально-энциклопедическому словарю ритм  (с греч. «теку») – это временная организация музыки; в более узком смысле – это последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты.
         Ритм  основан  на соизмеримости, рациональности, равномерности и устойчивой повторности. Также ритмическую формулу произведения образуют акценты, паузы или цезуры.
        Чувство  музыкального  ритма  двигательно-моторно в своей основе. Ритмическое переживание  музыки всегда  сопровождается  теми  или  иными  двигательными   реакциями, т.е.  в образовании  и  развитии   чувства   ритма участвует все наше тело. Опорой для развития чувства ритма служит  «налаженная», достаточно надежная  и  прочная  музыкально-исполнительская  моторика.  И напротив, неумелые  физические действия при игре  способны  подчас  деформировать,  расстроить  музыкально-ритмическое переживание,  расшатать  весь  темпо-ритмический  фундамент,  на котором стоит учащийся – музыкант.
         Но чувство музыкального ритма имеет также  и эмоциональную природу, так как восприятие ритма и ритмичности происходит только на основе живого творческого отношения к исполняемому произведению. Яркое, эмоциональное исполнение учащегося, лишь подчеркивает  ритм.                                                                                                                     
        Такое исполнение всегда   предоставляет   двигательно-моторную   опору, а также постоянно развивает  и  совершенствует музыкально-ритмическое чувство учащегося.                                                                                                                                  
           Ритм, даже сам по себе может быть сильным выразительным эмоциональным средством в музыке, например, «Болеро» Равеля.
          Вне музыкального образа ритм существовать не может, так как – образ – это есть жизнь, а жизнь есть пульс, следовательно, пульс – это ритм. Иными словами, ритм в музыке  –  это категория  не  только  времяизмерительная,  но  и эмоционально-выразительная и  художественно- смысловая. Поэтому важно добиться, чтобы учащийся понимал выразительное значение ритма в музыке, его связи с характером, содержанием и художественным образом исполняемого произведения.                            
          Большую роль  в  музыкально-ритмическом  воспитании   играет  выработка  у учащегося ощущения ритмического стиля музыки, понимания  специфических  черт и  особенностей  этого  стиля, так как для  каждой  эпохи,  исторического   периода характерен  определенный  музыкальный  ритм.  Иными словами,  каждый  стиль  характеризуется   своими   особенностями   ритмики. И чем больше различных ритмических стилей познано и  освоено учащимся, тем выше его  музыкально-ритмического воспитания.
         В процессе ритмической работы возможно использование метронома, но только: 1) если надо установить точный темп произведения; 2) в пьесе с моторикой; 3) в сложных ритмических рисунках произведения.
         В чем выражается чувство ритма? Указывают   три главных структурных элемента, образующих чувство ритма – это темп, акцент и соотношение длительностей во времени.
        Чувство темпа  предполагает умение ощущать музыку в размеренном ровном единообразном движении. Акцент – это  обязательный атрибут «исполнительской речи». Чувство  соотношения  длительностей   формируется и вовлекается  в  интенсивную  тренировку  с  первых   уроков.  Ориентация  в  ритмических  структурах,  соизмерение  и  различие разных   по длительностям   звуков    –   это  навык фундаментальный,   присущий  всякой   музыкально-исполнительской деятельности.                     
                                                                                                                                                           
                                                                                                                                    
          Неритмичность в музыке -  это когда нет внутренней пульсации в произведении.                                                                                           
         Причинами неритмичной игры на инструменте могут явиться:
         Первое – это неэмоциональное исполнение, ведущее к потере музыкального образа.
          Второе – это сверхэмоциональность в игре, когда эмоции «захлестывают». Происходит это потому, что разум идет после эмоций, от сюда -  идет потеря контроля над исполнением и как следствие  возникает – неритмичность.
        Третье - это отсутствие исполнительской дисциплины в игре и слабость ритмической основы музыкально-слуховых представлений.             
        Четвертое -  это отсутствие общей уравновешенности процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе учащегося. Одним из показателей такого нарушения может быть подчерк письма учащегося, когда буквы не имеют одинакового написания по стилю, и как бы «пляшут», находясь в неправильном соответствии между собой. Движения тела и его частей также приобретают характер хаотичности, ненужной резкости и угловатости.
        Пятое - это отсутствие координаций в руках и в пальцах, наличие в них ненужных мышечных зажимов, которые препятствуют протеканию ритмических импульсов по нервным волокнам плавно и без помех.
         В целом, неритмическое исполнение приводит к «дефектам» темпа, таким как - ускорения, замедления, неустойчивость в движении в целом. Г. Нейгауз говорил в таком случае: «Игра многих напоминает походку пьяного».                                                                                             
                                
                 Способы устранения дефекта в области музыкального ритма.    
        Выработке чувства ритма у учащегося помогает:
1.    арифметический устный счет, например, И. Гофман указывал, что: «Счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что-либо другое». Но счет является лишь вспомогательным приемом, т.к. не дает возможности ощущать живой ритм музыки;                                                                                                                                                                                                                                     
2.    отсчет долей такта по мелким длительностям;
3.    игра под дирижерских взмах, благодаря которому схватываются и уясняются более продолжительные и объемные метроритмические построения;
4.    подтекстовка ритмического  рисунка, когда подбираются   слова, фразы, имеющие аналогичный ритмический   акцент;
5.    пропевание вслух мелодии;
         Также замечено, что чувство ритма гораздо лучше развито у учащихся имеющих навыки игры в оркестре и в ансамбле.
          Недостаточность природного ощущения ритма  поддается развитию через определенные приемы и упражнения (см. приложение).
                                                                                                                                        

Заключение

          Итак, музыкальная память и ритм являются составляющими музыкальных способностей учащегося.
         Музыкальная память, как и все психические процессы,  раскрывается в практической деятельности учащегося. Она представляет собой сложный комплекс различных видов памяти – зрительной,  логической, тактильной (сенсорной), моторной (мышечной), эмоциональной и слуховой. На начальном этапе работы с произведением необходимо применять логический способ запоминания.
         Существуют два способа запоминания произведения – произвольный и непроизвольный.   Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех видов музыкальной памяти.
         Важно помнить, что чем интенсивнее интерес, чем больше ярких моментов на уроке или в домашней работе, т.е. чем ярче восприятие, тем крепче запоминаются нотный текст и игровые движения.
         Формирование чувства ритма у  учащегося – одна из наиболее  важных  задач в музыкальной педагогике, потому что не освоив азов ритмической грамотности, не овладев необходимыми при  этом умениями  и  навыками,  учащийся,  разумеется,  не   сможет   в дальнейшем  двигаться  по  восходящей исполнительской линии.
           Ритмическое воспитание в процессе творческого восприятия произведения  и мышечного контроля за его пульсом, является важным этапом в познании учащегося основных закономерностей музыкального языка. Опорой для его развития  служит  «налаженная», достаточно надежная  и  прочная  музыкально-исполнительская  моторика. Воспитание ритма – это внедрение в музыкальное мышление учащегося основ порядка, равновесия и разнообразия ритмического строения музыки. Ритм является одним из средств музыкальной выразительности, основой элементарной музыкальной речи, отражает временную сторону музыки и выражает ее эмоциональное содержание.                                                                                                                                                                                                                
                               

Список литературы

1. Бочкарев «Психология музыкальной деятельности» - М., 1978.
2. Пертушин В. И. Музыкальная психология: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
3. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., 1978.
4. Холопова В.Н. «Музыкальный ритм» - М.,1980.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Методическая копилка
Сведения об образовательной организации
Открыть раздел Сведения об образовательной организации
Сведения об образовательной организации
Открыть раздел Сведения об образовательной организации
Уход за инструментамиБерегите свой инструмент, любите, жалейте его, щадите. Чем ценнее ваш инструмент, тем большую ответственность вы несете за его сохранность....
Открыть раздел Уход за инструментами
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...
Открыть раздел Гостевая книга
Уважаемые посетители нашего сайта. В данном разделе Вы можете задать интересующие Вас вопросы администрации, завучам, преподавателям, вспомогательному персоналу нашей школы....
Открыть раздел Обратная связь