Методическая копилка

План:
            1 Понятие «концертмейстер»
            2.Структура концертмейстерской деятельности.
            3. Список литературы.

1.Для работы концертмейстеру необходимо владение основами теории и практики концертмейстерства, достаточное развитие музыкальных способностей, знание произведений разных стилей и композиторов, сформированность навыков и умений аккомпанирования, а так же определённые философски – эстетические воззрения, эмоциональность и волевые качества.
  Понятие «концертмейстер» многозначно. Как правило, с чем ассоциируется данное понятие, - это пианист, аккомпанирующий солирующему исполнителю.
  Однако по признанным канонам концертмейстером, во – первых, называют первого скрипача оркестра, который иногда заменяет дирижёра и в обязанности которого входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра; во – вторых, так называют музыканта, возглавляющего каждую из групп струнных инструментов  оперного или симфонического оркестров; и уже, в – третьих следует считать, что это пианист, помогающий исполнителям ( певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах.
2. Перед концертмейстером стоят следующие задачи:
•    Овладение основами теории и методики концертмейстерского мастерства,
•    Формирование концертмейстерских умений и навыков.
Сюда входит чтение нотного текста с листа, транспонирование музыкальных произведений, подбор по слуху мелодий аккомпанементов, управление пением учащегося при аккомпанировании.
•    Освоение практики концертмейстерской работы.
Сюда входит два вида практической деятельности: во – первых, исполнительского искусства ( концерты, конкурсы), во – вторых, участие в различных формах учебного процесса ( работа над репертуаром, чтение с листа, подбор по слуху, транспонтрование).
•    Развитие музыкально – творческих способностей,  музыкальной памяти, музыкального мышления, восприятия, воображения, эмоционально – волевых качеств.
•    Формирование философски – эстетического мировоззрения, личностных нравственных качеств, готовности к осуществлению воспитательной работы средствами музыки.
•    Установление межпредметных связей, культурологического направления концертмейстерской деятельности.
Без прочной опоры на знания в области теории, гармонии, полифонии музыки, без таких понятий, как стиль, жанр, форма, музыкальный образ, исполнительская интерпретация, невозможно развитие творческих навыков.
  Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.
3.  Рабочий процесс делится на четыре этапа:
Первый этап – работа над произведением в целом: создание целого музыкального образа, как воображаемые наброски того, что предстоит выполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально – слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения.
Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая в себя: разучивание партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов, соблюдения «люфтов», подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, «держание»  темпа, выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное туше.
Третий этап – работа с солистом.предполагает безупречное владение фортепианной партии, совмещение музыкально – исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнёра, « отход» концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту ( к инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении). Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнёра при совместноммузицировании.
Четвёртый этап – рабочее ( репетиционное исполнение) произведения целиком: создание музыкально – исполнительского образа на основе собственной трактовке произведения. Именно этот этап определяет предварительный настрой аккомпаниатора на концертном выступлении.
Концертное исполнение – итог и кульминационный момент всей проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть музыкально – художественный замысел произведения при высочайшей культуре его исполнения. Для того, чтобы концерт прошёл успешно, установка исполнителей. Концертмейстеру необходимо мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, любить и проявлять интерес к исполнительской деятельности, обогащать фортепианный репертуар, включать в него старинную музыку и произведения современных композиторов, разбираться в музыке различных эпох и стилей, пропагандировать своё искусство.
    Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с аудиторией, осуществить свои художественные замыслы и дать возможность вокалисту или инструменталисту достигнуть нужной цели.

Список литературы
1.Е. И. Кубанцева концертмейстерский класс: Учеб.пособие для студ. В высших учебных заведений. – М., Издательский центр «Академия»,2002г.
2. Е.М. Шендерович. В концертмейстерском классе: Размышление педагога. – М., Музыка, 1996. – 206 стр.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Методическая копилка
Сведения об образовательной организации
Открыть раздел Сведения об образовательной организации
Сведения об образовательной организации
Открыть раздел Сведения об образовательной организации
Уход за инструментамиБерегите свой инструмент, любите, жалейте его, щадите. Чем ценнее ваш инструмент, тем большую ответственность вы несете за его сохранность....
Открыть раздел Уход за инструментами
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...
Открыть раздел Гостевая книга
Уважаемые посетители нашего сайта. В данном разделе Вы можете задать интересующие Вас вопросы администрации, завучам, преподавателям, вспомогательному персоналу нашей школы....
Открыть раздел Обратная связь