Методическая копилка

План:
            1 Понятие «концертмейстер»
            2.Структура концертмейстерской деятельности.
            3. Список литературы.

1.Для работы концертмейстеру необходимо владение основами теории и практики концертмейстерства, достаточное развитие музыкальных способностей, знание произведений разных стилей и композиторов, сформированность навыков и умений аккомпанирования, а так же определённые философски – эстетические воззрения, эмоциональность и волевые качества.
  Понятие «концертмейстер» многозначно. Как правило, с чем ассоциируется данное понятие, - это пианист, аккомпанирующий солирующему исполнителю.
  Однако по признанным канонам концертмейстером, во – первых, называют первого скрипача оркестра, который иногда заменяет дирижёра и в обязанности которого входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра; во – вторых, так называют музыканта, возглавляющего каждую из групп струнных инструментов  оперного или симфонического оркестров; и уже, в – третьих следует считать, что это пианист, помогающий исполнителям ( певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах.
2. Перед концертмейстером стоят следующие задачи:
•    Овладение основами теории и методики концертмейстерского мастерства,
•    Формирование концертмейстерских умений и навыков.
Сюда входит чтение нотного текста с листа, транспонирование музыкальных произведений, подбор по слуху мелодий аккомпанементов, управление пением учащегося при аккомпанировании.
•    Освоение практики концертмейстерской работы.
Сюда входит два вида практической деятельности: во – первых, исполнительского искусства ( концерты, конкурсы), во – вторых, участие в различных формах учебного процесса ( работа над репертуаром, чтение с листа, подбор по слуху, транспонтрование).
•    Развитие музыкально – творческих способностей,  музыкальной памяти, музыкального мышления, восприятия, воображения, эмоционально – волевых качеств.
•    Формирование философски – эстетического мировоззрения, личностных нравственных качеств, готовности к осуществлению воспитательной работы средствами музыки.
•    Установление межпредметных связей, культурологического направления концертмейстерской деятельности.
Без прочной опоры на знания в области теории, гармонии, полифонии музыки, без таких понятий, как стиль, жанр, форма, музыкальный образ, исполнительская интерпретация, невозможно развитие творческих навыков.
  Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.
3.  Рабочий процесс делится на четыре этапа:
Первый этап – работа над произведением в целом: создание целого музыкального образа, как воображаемые наброски того, что предстоит выполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально – слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения.
Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая в себя: разучивание партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов, соблюдения «люфтов», подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, «держание»  темпа, выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное туше.
Третий этап – работа с солистом.предполагает безупречное владение фортепианной партии, совмещение музыкально – исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнёра, « отход» концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту ( к инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении). Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнёра при совместноммузицировании.
Четвёртый этап – рабочее ( репетиционное исполнение) произведения целиком: создание музыкально – исполнительского образа на основе собственной трактовке произведения. Именно этот этап определяет предварительный настрой аккомпаниатора на концертном выступлении.
Концертное исполнение – итог и кульминационный момент всей проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть музыкально – художественный замысел произведения при высочайшей культуре его исполнения. Для того, чтобы концерт прошёл успешно, установка исполнителей. Концертмейстеру необходимо мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, любить и проявлять интерес к исполнительской деятельности, обогащать фортепианный репертуар, включать в него старинную музыку и произведения современных композиторов, разбираться в музыке различных эпох и стилей, пропагандировать своё искусство.
    Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с аудиторией, осуществить свои художественные замыслы и дать возможность вокалисту или инструменталисту достигнуть нужной цели.

Список литературы
1.Е. И. Кубанцева концертмейстерский класс: Учеб.пособие для студ. В высших учебных заведений. – М., Издательский центр «Академия»,2002г.
2. Е.М. Шендерович. В концертмейстерском классе: Размышление педагога. – М., Музыка, 1996. – 206 стр.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Методическая копилка
Сведения об образовательной организации
Открыть раздел Сведения об образовательной организации
Сведения об образовательной организации
Открыть раздел Сведения об образовательной организации
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...
Открыть раздел Гостевая книга
Уважаемые посетители нашего сайта. В данном разделе Вы можете задать интересующие Вас вопросы администрации, завучам, преподавателям, вспомогательному персоналу нашей школы....
Открыть раздел Обратная связь